Человек пытается достичь того, что, кажется, ему не хватает, но когда достигает этого, после краткой радости снова наваливается тоска. Люди меняют квартиры, места работы, женщин, машины, друзей, увлечения, но не могут раз и навсегда утолить внутреннюю неудовлетворенность, которая, усилившись, превращается в беспросветную скорбь.
Психологи определяют такое состояние как депрессию. Они описывают ее как психическое расстройство, нередко возникающее после негативных событий в жизни человека, но часто развивающееся и без какой-либо видимой причины. В настоящее время именно депрессия – наиболее распространенное психическое заболевание. Основные симптомы депрессии: подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств; потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; утомляемость, «упадок сил». Дополнительные симптомы: пессимизм, чувство вины, бесполезности, тревоги и страха, неспособность концентрироваться и принимать решения, мысли о смерти и самоубийстве; нестабильный аппетит, нарушенный сон, – бессонница или пересыпание. Для получения диагноза «депрессия» достаточно наличие двух основных и двух дополнительных симптомов.
Но вот, человек нашел у себя эти симптомы – что ему делать? Многие идут к психологам. Все больше и больше людей обращается к ним за помощью. И что же они получают? Во-первых, разговоры, а во-вторых, таблетки-антидепрессанты. Некоторые психологи говорят, что депрессия в большинстве случаев успешно лечится. Но при этом признают, что это самое распространенное психическое заболевание. Здесь видно противоречие – ведь если болезнь успешно лечится, то почему она не исчезает, а число больных со временем даже увеличивается?
Например, с оспой успешно покончено, и уже давно нет людей, которые бы ею заболели. А с депрессией картина прямо противоположная. Почему? Не потому ли, что лечению подвергаются лишь проявления этой болезни, а ее подлинные основы по-прежнему сохраняются в душах людей, как корни сорняков, которые вновь и вновь выпускают вредоносные поросли?
Психология – наука молодая. Официальное оформление она получила всего 130 лет назад, когда в 1879 году В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Православие же насчитывает две тысячи лет. И оно имеет свой взгляд на то явление, которое психология называет «депрессией». И с этим взглядом будет не лишне ознакомиться тем, кого интересует возможность успешного избавления от депрессии.
В Православии для обозначения этого состояния души используется термин «уныние». Это болезненное состояние, при котором в душу проникает тоскливое настроение, становящееся со временем постоянным, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом. Различаются два основных рода уныния – уныние при полной подавленности духа, без чувства какого-либо озлобления, и уныние с примесью чувства злобы, раздражительности.
Вот как говорят о нем древние святые отцы Церкви: «Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив» (преподобный Иоанн Лествичник), «Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение» (святитель Иоанн Златоуст).
Такое состояние встречается и у верующих людей, а среди неверующих оно распространено еще больше. О них старец Паисий Святогорец говорил: «Человек, который не верит в Бога и в будущую жизнь, подвергает свою бессмертную душу вечному осуждению и живет без утешения в этой жизни. Ничто не может его утешить. Он боится потерять жизнь, мучается, идет к психиатрам, которые дают ему таблетки и советуют поразвлечься. Он принимает таблетки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмотреть достопримечательности и забыть боль».
А вот как об этом писал святой Иннокентий Херсонский: «Страдают ли унынием грешники, не радящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-видимому, жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Даже по всей справедливости можно сказать, что внутреннее недовольство и тайная тоска есть постоянная доля грешников. Ибо совесть, сколько бы ни заглушали ее, как червь точит сердце. Невольное, глубокое предчувствие будущего суда и воздаяния также тревожит душу грешную, и огорчает для нее безумные утехи чувственности. Самый закоренелый грешник по временам чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность неверующих к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя.
Что сказать неверующим об их унынии? Оно благо для них; ибо служит призыванием и побуждением к покаянию. И пусть не думают, чтобы нашлось для них какое-либо средство к освобождению от сего духа уныния, доколе не обратятся на путь правды и не исправят себя и своих нравов. Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу, и обратятся в источник душевной тяжести и скуки».