Перечислим самые действенные способы борьбы с греховными помыслами, указанные нам святыми отцами.
1. Отсечение своей воли
«Кто-нибудь, проходя небольшое расстояние, – говорил старец Филарет Глинский, – увидел что-либо, и помысел говорит ему: «Посмотри туда», а он отвечает помыслу в уме своем: «Не стану смотреть», не смотрит и отсекает свое хотение. Встречает празднословящих, и помысел говорит: «Скажи и ты такое-то слово», а он не говорит. Помысел внушает идти и спросить у повара: «Что варит?» – он не идет и отсекает хотение. Увидел какой-либо предмет, и помысел говорит: «Спроси, кто принес это?» – а он не спрашивает.
Таким образом, начиная с малого, человек привыкает в великом спокойно и без труда отсекать свою волю: наконец достигает того, что вовсе не имеет воли. Что ни случится, он бывает спокоен, как будто не имеющий пристрастия, и от этого он приходит в совершенное бесстрастие».
2. Хранение всех своих чувств
Преп. Никодим Святогорец писал: «Блюди все свои чувства, поскольку они подобны дверцам, через которые в душу входит или смерть, или жизнь... Живущие в миру среди соблазнов должны иметь большее внимание к себе, чем отшельники, для которых их уединение служит стеной, ограждающей от неприличных сцен, от пошлых разговоров и всякой другой скверны, так что отшельники подобны сражающимся из укрытий, а ты сражаешься с врагом в открытую, лицом к лицу, и пули летят со всех сторон, – везде ты встречаешь поводы ко греху».
Преп. Паисий Величковский говорил, что каждый христианин должен обуздывать язык, так как «обуздавший и сдерживающий свой язык и всё тело воздержит». Ибо «молчаливый страшен бесам, потому что они не видят сердечные тайны..., когда не говорят устами. Любящий же многословие не избежит греха».
Преп. Серафим (Романцов) убеждал в необходимости беречь себя от всех праздных разговоров: «Не от искры ли одной, иногда весьма малой и едва заметной, бывают великие пожары, и от малого зерна вырастает с течением времени великое дерево. Поэтому всемерно нужно остерегаться греховных мыслей и мечтаний, свободных слов и разговоров».
3. Всегда помнить о Боге
Старец Фаддей Витовницкий самым важным в духовной жизни считал постоянную память о Боге. Он говорил, что «за любую работу нужно приниматься с Господом в мыслях. Ибо неприятель постоянно развлекает, рассеивает ум». Наряду с хранением мира в сердце, старец советовал упражняться в стоянии перед Господом: «Это значит, нужно постоянно держать в уме, что Господь на нас смотрит. С ним мы должны вставать и ложиться, работать. Есть и ходить. Господь повсюду и во всем... А зная, что Он в нас, а мы в Нем, мы в Господе движемся, словно рыбы в воде, плывем в Нем. А стоит нам мысленно выйти из Него – мы умираем духовно».
4. Молиться молитвой Иисусовой
«Имя Иисусово отгоняет греховные помыслы, – говорил преп. Варсонофий Оптинский, – прогонять помыслы, противиться им могут только святые, а нам от них надо бегством спасаться... сразу у вас нет своих сил бороться с помыслами, то будете призывать Господа Иисуса. И имя Его будет прогонять от нас помыслы».
Преп. Исихий Иерусалимский писал: «Как невозможно солнцу сиять без света, так невозможно сердцу очиститься от скверны пагубных помыслов без молитвы именем Иисусовым. Если это истинно, как вижу (на опыте), то будем возглашать сие Имя так же часто, как дышим. Ибо оно – свет, а те (помыслы скверные) – тьма; и Он (призываемый Иисус) есть Бог и Владыка, а те – слуги демонские».
5. Осенять себя Крестным знамением
«Когда враг начинает поднимать целые горы помыслов и открывает пропасти страстей, нам бояться не нужно, спокойно ознаменуем себя только печатью Животворящего Креста, и он будет отброшен», – писал преп. Феодор Студит.
6. Читать Священное Писание и творения святых отцов
Преп. Исаак Сирин говорил: «Если будет он (подвижник) упражняться в чтении Божественных Писаний, – то, вникая в их смысл, пребудет нисколько не тревожим страстями. Ибо при возрастающем и укореняющемся в нем разумении Божественных Писаний бегут от него суетные помыслы». А блаж. Августин свидетельствовал о себе: «Когда я был в смятении от страстей, брал в руки Писание и находил успокоение и врачевство».
Так же нужно читать и святоотеческие книги, которые, как сказал старец Илиодор (Голованицкий) «раскрывают в нас затаенные страсти и учат, как их побеждать... чтение духовных книг утоляет душевный голод, происходящий от недостатка Слова Божия, бывает причиною истинного покаяния и питает душу, как питает нашу плоть насущный хлеб». Он советовал постоянно читать преп. Ефрема Сирина, авву Дорофея, преп. Иоанна Лествичника, авву Варсонофия, авву Исаия и Марка Подвижника.
7. Открывать греховные помыслы на Исповеди
Одним из самых надежных средств против греховных помыслов святые отцы называли открытие их духовному отцу. «От одного того, – говорит преп. Кассиан Римлянин, – что мы открываем злые помыслы духовным отцам, помыслы увядают и теряют силу. Как змий, которого из норы вынесли на свет, старается ускользнуть, так и лукавые помыслы, будучи рассказаны и тщательно исповеданы, и тем самым объявлены, поспешно бегут от человека».
«Ничто не дает демонам и помыслам такой силы над нами, как то, если питаем и утаиваем помыслы в сердце, не открывая их на исповеди», – говорил преп. Иоанн Лествичник.
О том, какие нужно исповедовать помыслы, говорит преп. Амвросий Оптинский: «Помыслы те надо говорить, – которые беспокоят. Иной помысл целый день приражается, и ничего, а другой враз оцарапает – тот и нужно говорить».
Такого мнения придерживается и преп. Анатолий (Зерцалов): «Помыслы нужно открывать те, которые особенно часто докучают». Преп. Макарий Оптинский считает, что «помыслы исповедовать надобно те, в которых воля наша участвует и соизволяет на них, укосневая, и делается мысленною преступницею пред Богом. Десятая заповедь ясно показывает нам сие; все заповеди запрещают делать зло, а оная и желать мысленно, но те помыслы, которые только приражаются, а мы с ними не согласуемся, не соизволяем на них и отвергаем, не нужно исповедовать».
Отец Иоанн (Маслов) считал: «Без частого откровения помыслов очень трудно устроять свою духовную жизнь. Приучившие себя к откровению помыслов со временем бывают способны помогать ближним в их душевных смущениях».
8. Причащение Святых Христовых Таин
Особенно сильное средство для отражения и искоренения помыслов святые отцы видели в Причащении Святых Христовых Таин.
Святые отцы называли его врачевством против смущения различных страстей, помыслов, мечтаний и всех наваждений дьявольских. Всем известны слова второй молитвы ко Причащению, составленные святителем Иоанном Златоустом: «Да будет ми угль Пресвятаго Твоего Тела и Честныя Твоея Крови во освящение и просвещение... в соблюдение от всякого диавольского действа... во умерщвление страстей».
«Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, – учил преп. Амвросий Оптинский, – то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны».
9. Воздержание
Воздержание святые отцы, в частности преп. Марк Подвижник, определяют тройственное: «От сна, пищи и телесного покоя. Ибо их излишество производит сладострастие, сладострастие же принимает злые помыслы». При этом старцы всегда призывали к умеренному воздержанию, говоря, что умеренному подвигу нет цены.
Преп. Амвросий говорил: «Кто питается роскошными снедями и пьет дорогие пития, того мысль не может возноситься горе, а бродит и пресмыкается долу по земле».