Блог

Насколько опасна дурная мысль, появившаяся в моем уме?

О насущном

Насколько опасна дурная мысль, появившаяся в моем уме?

Чтобы наилучшим образом представить, как действует греховная мысль на человека, приведём рассказ одного глинского монаха.
«Однажды я как-то увлёкся нечистыми помыслами; по неопытности в борьбе я не смог отразить их. Нечистые, но соблазнительные картины, рисовавшиеся в моём воображении, совсем отуманили мой ум. По вражескому устроению мне пришлось встретиться с лицами, сочувствующими моему нечистому греховному похотению, и я вознамерился осуществить свой греховный помысл».
Когда этот монах уже захотел совершить грехопадение, его остановил преподобный Илиодор (Голованитский). Старец, будучи прозорливым, почувствовал, что ученик его находится в опастности. «Старец, взял меня крепко за руку — рассказывает монах, стал спрашивать меня: «Куда ты чадо идешь, а?..» На мой ответ, что иду по делу, он сказал: «Чадо, скажи мне правду, я не начальник твой, меня нечего бояться. Ты говоришь по делу, а дело-то ведь недоброе. Посмотри, вон, кто понуждает тебя идти по этому делу, чтобы затем взять душу твою!». При этом он указал вниз к трапезному корпусу. Я взглянул туда, и моим глазам представилось странное зрелище: около каменного быка, поддерживающего корпус, я увидел диавола в безобразнейшем виде: чёрный, очи огненные, зубы, выдающиеся изо рта, внутренности снаружи и несколько прикрыты длинной бородой; весь он был в пламени. При виде такого гнусного страшилища я затрепетал от ужаса; кровь как бы застыла во всех моих жилах, я не мог двинуться с места, не мог проговорить ни одного слова и стоял, как окаменелый. Помню только, что старец, держа меня за руку, повёл с собой: «Пойдём, чадо! Пойдём ко мне!».

В Евангелии сказано, что злые помышления и желания столь же греховны, как и внешние беззакония:
«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5:28). В Ветхом Завете мы также находим предупреждение об опасности греховного помысла: «Берегись, чтобы не вошла в сердце твоё беззаконная мысль» (Втор. 15:9).
Иеромонах Варсонофий, насельник Глинской пустыни, объяснял причину опасности злых мыслей:
«Человек, допустивший злые помыслы в своё сердце, нарушает тесное единение с Источником жизни — Богом, потому что Бог пребывает только в непорочных сердцах».
О необходимости в духовной брани внимательного отношения к своим мыслям говорил ещё преподобный Антоний Великий, начальник Египетского монашества. А преподобный Ефрем Сирин о значении мыслей писал:
«Как отрекающийся от веры отрицается от неё одним словом, так, кто исповедует веру, облекается в неё словом же. Посредствующее при деле слово заменяет собой дело, поэтому и порочное помышление может иметь ту же силу, как и порочное дело».

Откуда берутся греховные помыслы?

Святоотеческая традиция выделяет следующие причины греховных помыслов. К первой причине древние аскеты относили воображение. Ко второй причине относили страсти. К третьей причине древние святые отцы относили праздные помыслы. О праздных помыслах писал преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский, который говорил, что они, как первые, бывают входом для вторых (греховных). К четвёртой причине отцы относили демонов. Преподобный Григорий Синаит говорил, что «помыслы — это слова бесов».

Борьба с греховными мыслями всегда считалась важнейшей и необходимейшей частью в духовном жизни. «Каждая страсть начинается с греховных помыслов», — писал глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов). Поэтому, чтобы бороться со страстями, необходимо научиться бороться с помыслами.
О способах борьбы с греховными помыслами читайте в других наших статьях.