Как вы думаете, о чем миссионер в первую очередь говорит человеку, который ищет Бога?
О грехах?
Но как говорить человеку о грехах, если он не знает, перед Кем он согрешил? И вообще не всем понятно, что такое грех. Грех – это нарушение закона Бога. Но если не знаешь, Кто такой Бог, о каком грехе может идти речь? И совершенно справедливо сказал Ф. М. Достоевский: «Если Бога нет, то всё позволено…»
Часто приходится видеть христиан, которые, приходя в храмы Божии, вообще не трудятся узнавать о том, Кто такой Создатель, не стремятся узнавать о догматах веры и о том, как угодить Богу. Думают, что главная задача – это только, например, каким-то образом выстроить свою нравственную жизнь и исполнить некоторый обряд.
А вопрос «зачем это нужно?» остается без ответа как совершенно второстепенный вопрос. И в результате получается не христианство, а непонятно что.
Многие люди в нашем современном православии не могут найти для себя решение своих вопросов именно потому, что они воспринимают Православную Церковь потребительски, как институт религиозного обслуживания. От Церкви обычно ждут, чтобы квартиру-машину освятили, молебен отслужили, чтобы от грехов на исповеди очистили (что, конечно, справедливо). Говорят, что нужно причаститься. Зачем, не знают, но говорят, что нужно. И к этому прилагается некоторый обрядовый комплекс: надо в храм по воскресеньям ходить (что действительно так по заповеди Божией), посты соблюдать. А зачем это нужно делать и как это связано с Богом, совершенно не понятно.
И очень часто приходится встречать православных христиан, которые не знают, Кто такой Бог. И в результате формируется совершенно сломанное сознание.
Встречаются люди, называющие себя православными христианами, которые не знают, какова цель нашей жизни. Так, к сожалению, у некоторых всё сводится только к борьбе с грехом, они говорят: «Моя задача – как можно больше с грехом бороться». С грехом бороться – это дело хорошее, необходимое, но недостаточное.
Представьте себе человека, который поставил себе главной задачей в жизни борьбу с болезнью. Если болезни нет, ее надо выдумать, чтобы с ней обязательно бороться. Такой человек называется ипохондриком. И он донимает всех врачей во всех поликлиниках. Сами знаете такой тип людей.
Также некоторые говорят: «Моя главная задача – как можно лучше выискивать в себе грехи». Зачем? Если грехи есть, их надо исповедовать. Грех – это болезнь. Грех – это преступление. Но, простите, не ради болезни, не ради преступления живет человек. Ведь если человек здоровый и не преступник, ему есть чем заняться? Есть. Добрыми делами! А зачем нужно делать добрые дела? Чтобы прийти к Богу через Христа в Святом Духе. А в силу того, что в нашей религиозной жизни православное богословие и догматы оказались лишними, на нашем пути очень часто возникают тупики.
Например, некоторые люди говорят: «А в чем мне еще каяться? Я, по-моему, уже во всем покаялся. Сейчас у меня никаких особых грехов нет, и делать мне, соответственно, нечего». Это происходит, потому что неправильная мотивация привела к неправильным результатам.
На самом же деле перед нами стоит другая главная жизненная задача: очиститься, чтобы встретиться с Создателем. А у нас получилось очищение как самоцель. Это, конечно, большая ошибка, которая приводит к последующему внутреннему провалу в христианской жизни, когда человек, знаете ли, устает. Это связано и с тем, что человек не воспринимает богослужение и молитву как личное общение с Богом.
Человек не воспринимает молитвы как некоторый духовный рост в личном общении с Создателем. Общение лицом к Лицу не установлено. А повторять одну и ту же молитвенную формулу, не наполненную содержанием, становится, естественно, тяжело.
Вы, наверное, знаете, что и шаманы, и индейцы из какого-нибудь тумба-юмба, повторяющие непонятные слова, чтобы духа задобрить, тоже устают это делать. Тем более христианин начинает недоумевать, зачем всё это нужно. И поэтому потом наступает отвыкание, человек начинает лениться ходить в храм, ему становится скучно, непонятно, неприятно, и он говорит: «Ну ладно, сейчас посплю, сегодня не пойду»… А потом по понятным причинам ничего хорошего из этого не получается. Потому что такой человек на самом деле христианином-то и не был.
Итак, кого можно назвать христианином?
Святой Иоанн Лествичник говорит, что христианином называется тот, кто всеми силами старается подражать Христу Спасителю словами, делами, помышлениями, при этом право и непорочно веруя в Пресвятую Троицу. То есть тот, кто старается подражать лично Иисусу Христу словами, делами и помышлениями, при этом веруя (и доверяясь) Пресвятой Троице – Отцу, Сыну и Святому Духу. А если нет ни того, ни другого, то что это за христианство такое получается?
Сейчас в Интернете можно найти практически любую святоотеческую книгу или статью, которая поможет в познании Бога, Его характера и Его воли, поможет научиться правильному общению с Ним. В помощь вам могут быть и наши книги, которые специфичны и как бы попадают точечно в острые темы (посмотреть каталог наших книг).
Мы должны иметь Бога началом и концом всего. Как говорит Бог через книгу Апокалипсис: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Апок. 1, 8). С Бога у нас всё начинается, в Боге мы живем и перед Лицом Бога мы станем в Судный День. И именно поэтому, если человек не размышляет о Боге, о Его Божественной природе, не интересуется, что Бог открыл человечеству о Себе, то он совершает тяжелейшее преступление против Создателя. Знание Бога приносит человеку радость и полноту жизни, и это понятно, ведь самое интересное Существо во всех мирах – это Творец всех миров.