Блог

Обязателен ли Рождественский пост для мирян?

О насущном
Рождественский пост известен с древнейших времён, ещё с IV века, и касался он не только монашествующих. «Рождественский пост есть наша жертва Богу за собранные плоды. Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должно быть щедры к бедным». Так говорил своей пастве, мирянам святитель Лев Великий в V веке по Рождестве Христовом.

В первые века этот пост длился только в течение пяти дней перед Рождеством. Примерно с IX века в монастырях утвердилась традиция поститься в течение сорока дней перед Рождеством. Крупный византийский канонист патриарх Феодор Вальсамон пишет, что само соблюдение постов перед Успением, Рождеством, Праздником Петра и Павла и Преображением является обязательным. Перед указанными праздниками «все верные: и миряне, и монахи – обязательно должны поститься, и те, кто вообще не постится в эти посты, должны подвергаться исправлению посредством большой епитимьи». Однако для мирян тогда указывалось в числе обязательных дней поста только пять, для монахов же сорок. Но при этом восхвалялись миряне, которые добровольно постились в течение сорока дней. В то время ещё не было современных идей про то, что «глупые монахи придумали совершенно ненужные правила о воздержании, не догадываясь, что спастись можно и без постов», поэтому многие миряне добровольно подражали монахам в посте. И таких становилось всё больше.

В XII веке патриарх Константинопольский Лука, ссылаясь на Предание Церкви, предписывал уже для всех христиан придерживаться сорокадневного поста перед Рождеством, за исключением больных людей. И это в итоге было установлено для всей Церкви, включая мирян.

Вот слова святителя Симеона Фессалоникийского, сказанные в начале XV века: «Пост Рождественской четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и принимаем Живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся». И это святитель Симеон тоже говорит не одним лишь монахам, но мирянам.

А вот что в XIX веке писал святитель Феофан Затворник: «Есть у иных поверье, будто Рождественский пост не так велик, как, например, Пост Святой Четыредесятницы, потому они небрегут о нём и проводят его кое-как. Это заблуждение, которого нечем оправдать. Церковь Божия предписала освятить все четыре поста: Великий, Успенский, Петров и Рождественский. И долг наш – святить их одинаково, хотя мера строгости пощения в них несколько различна. Освятим же сей пост восстановлением в мысли высокого его значения строгим исполнением церковного о нём Устава очищением совести в покаянии и Причащении Тела и Крови Христовых».

Но постоборцы любят заявлять, что раз Рождественский, Петров и Успенский посты появились в Церкви не сразу, то значит, можно их не соблюдать. Ведь когда-то их в Церкви не было! Идея эта глубоко неправославная. Практически всё, что есть в Церкви, появилось во времени, но из этого никак не следует, что этим можно пренебречь. Это протестантщина – отвергать позднее якобы ради возврата к некому изначальному. Заповеди Божии вообще-то тоже были даны во времени, но из этого никак не следует, что их можно не соблюдать, ссылаясь на то, что их когда-то не было. Отнюдь не удивительно, что по мере нравственного оскудения человечества и приближения к последним временам Церковь находит необходимым для христиан больше поститься, а не меньше, чтобы сохранить себя.

Если Церковь есть столп и утверждения истины, если мы верим, что в ней обитает Дух Святой, то значит установленное Духом Святым в этой Церкви, установлено не для того, чтобы мы этим пренебрегали, а для того, чтобы мы это исполняли.

Подробнее о мере поста для мирян с ответами на самые частые и волнительные вопросы на эту тему можно будет прочитать в новой книге священника Георгия Максимова «Пост: практические советы для мирян», которая с Божией помощью уже скоро-скоро появится в нашем издательстве. Не пропустите новинку!