Джонатан Джексон, 5-тикратный победитель премии «Эмми», о своем пути к Православию.
Вы слышали выступление известного голливудского актера Джонатана Джексона на антиохийской конференции? Его рассказ о том, как он стал православным – это что-то потрясающее! К сожалению, на русском есть только беглый перевод его речи в субтитрах, самые же интересные и важные места почему-то вообще не были переведены. Мы решили сделать свой перевод, местами не литературный, а дословный, чтобы и русскоязычная аудитория могла узнать, что он открыл о себе и отчего его выступление получило такой большой отклик во всем мире.
Джонатан Джексон:
...То, о чем я хотел бы поговорить сегодня, это своего рода путешествие по моей автобиографии. Как я попал сюда, на антиохийскую конференцию? Я не грек, не русский, не румын и не кто-то из них, и всё же это мой дом.
Итак, вы знаете, я был артистом с самого детства. Будучи маленьким ребенком, я помню, что у меня было несколько очень специфических моментов общения с Богом. Я лежал в своей постели и бывало так, что меня внезапно переполняла благодарность за моих родителей и за моих брата и сестру. В очень юном возрасте, может быть, в четыре или пять лет, я помню, как потерял свою прабабушку, которую я едва знал, но тогда я просто сидел в постели и плакал, потому что мне так сильно ее не хватало. И вне законов логики я ощущал такую благодать, что эти воспоминания для меня – прекрасны. Думаю, Господь часто дарует такое маленьким детям.
Мои родители были очень набожны. Они оба были адвентистами седьмого дня в четвертом поколении; я не знаю, знает ли кто-нибудь из вас эту деноминацию, но это очень специфическая деноминация... Мои родители оставили эту организацию, когда мне было девять или десять лет, и мы вроде как отправились в ничейную землю, в том, что касается церкви.
...То, о чем я хотел бы поговорить сегодня, это своего рода путешествие по моей автобиографии. Как я попал сюда, на антиохийскую конференцию? Я не грек, не русский, не румын и не кто-то из них, и всё же это мой дом.
Итак, вы знаете, я был артистом с самого детства. Будучи маленьким ребенком, я помню, что у меня было несколько очень специфических моментов общения с Богом. Я лежал в своей постели и бывало так, что меня внезапно переполняла благодарность за моих родителей и за моих брата и сестру. В очень юном возрасте, может быть, в четыре или пять лет, я помню, как потерял свою прабабушку, которую я едва знал, но тогда я просто сидел в постели и плакал, потому что мне так сильно ее не хватало. И вне законов логики я ощущал такую благодать, что эти воспоминания для меня – прекрасны. Думаю, Господь часто дарует такое маленьким детям.
Мои родители были очень набожны. Они оба были адвентистами седьмого дня в четвертом поколении; я не знаю, знает ли кто-нибудь из вас эту деноминацию, но это очень специфическая деноминация... Мои родители оставили эту организацию, когда мне было девять или десять лет, и мы вроде как отправились в ничейную землю, в том, что касается церкви.
Мы переехали в Голливуд, когда мне только исполнилось одиннадцать, и я каким-то образом вместе с братом убедил моих родителей притащить нас в Лос-Анджелес без каких-либо связей или чего-либо еще, потому что мы хотели стать актерами, и по какой-то причине мои родители были достаточно сумасшедшими, чтобы сказать «да». Моя мама взяла нас туда, а мой отец, семейный врач, остался в штате Вашингтон и летал туда каждые выходные восемь лет. Удивительные родители, которые очень поддерживали наше стремление к этим вещам.
Наверное, в возрасте восьми-девяти лет, я отчасти потерял свою первоначальную близость с Богом. Стал вспыльчивым и эгоистичным, сосредоточенным только на себе. К тому времени, как я начал играть и переехал в Лос-Анджелес, я бы сказал, что я был довольно самовлюбленным ребенком. Я был самым младшим из трех и страдал повышенной вспыльчивостью в свои молодые годы. Я не знал, что происходило со мной тогда. Таким образом, мои мятежные годы пришлись на возраст с восьми до двенадцати лет. Может быть, даже лучше, что это произошло в молодом возрасте.
Когда мне было двенадцать, я слушал каждый вечер проповеди, которые мой отец давал нам от самых разных людей. Опять же, в Голливуде у нас не было церкви, в которую бы мы ходили, но мои родители были очень набожны. Итак, я слушал разные проповеди, и я не знаю почему, я не знаю, как это произошло, но однажды вечером, когда я слушал какую-то проповедь, Святой Дух пришел ко мне и сделал что-то в моем сердце, что полностью изменило меня.
Я помню, что проповедь была о гордости человеческого сердца, святости Бога, и как невозможно поразить Бога нашей собственной праведностью. Я не знаю, почему в двенадцатилетнем возрасте Он говорил со мной, но Он говорил. Дело в том, что я всегда считал себя хорошим человеком. У меня был своего рода поверхностный самоанализ: я считал, что не совершил этого большого греха или того великого греха, и из-за этого видел себя довольно хорошим человеком, и поэтому не нуждался от Бога во многом. И вот по какой-то причине в тот момент я понял, что отчаянно нуждаюсь в Нем, и я почувствовал, что я очень далеко от Него.
Примерно в то же время я прочитал 25-ю главу Евангелия от Матфея, которая, собственно, и является темой антиохийской конференции: Страшный суд. Тяжелое чтение для молодого человека, но я думаю, что оно необходимо. Затем я читаю 5-ю главу Евангелия от Матфея, где Христос говорит, что если ваша праведность не превысит праведности фарисеев, или если вы даже просто посмотрите на женщину с похотью, вы совершите прелюбодеяние в своем сердце, и, если вы скажете «ты дурак!» своему брату, вы совершите убийство в глазах закона. И тогда я почувствовал это непреодолимое чувство своей невероятной недостойности перед Богом. И я просто закричал Ему: «Я не могу так поступать! Я так не смогу! (Я не смогу быть настолько праведным – прим. переводчика)» И в тот самый момент я почувствовал, как Дух Святой говорит: «Это именно то, что Я хочу, чтобы ты почувствовал, потому что именно так ты придешь к пониманию Моей благодати».
Было кое-что ещё, что я ощущал, когда рос; полагаю, что по этой причине я плакал по моей прабабушке: с детства у меня было некоторое осознание, что человек смертен. Это понимание не покидало меня и в дальнейшем. И это осознание человеческой смертности привело меня к Нему: когда мне было двенадцать лет, произошла моя встреча с Богом.
После переезда в Голливуд я внезапно оказался в окружении взрослых на киносъемках сериала. Многие бы назвали такую атмосферу довольно мрачной с духовной точки зрения. Но я скажу, что хотя это и было «под небесами Вавилона», то есть это было во тьме, но Он пришел ко мне и я встретил Бога. Я так благодарен за эти годы, те решающие годы роста с 11 до 18 или 19 лет, особенно в Голливуде. Благодаря такому окружению, с яркими контрастами добра и зла, я уже с раннего возраста задумывался о том, каким человеком хотел бы стать. И я очень благодарен Богу за это...
Наверное, в возрасте восьми-девяти лет, я отчасти потерял свою первоначальную близость с Богом. Стал вспыльчивым и эгоистичным, сосредоточенным только на себе. К тому времени, как я начал играть и переехал в Лос-Анджелес, я бы сказал, что я был довольно самовлюбленным ребенком. Я был самым младшим из трех и страдал повышенной вспыльчивостью в свои молодые годы. Я не знал, что происходило со мной тогда. Таким образом, мои мятежные годы пришлись на возраст с восьми до двенадцати лет. Может быть, даже лучше, что это произошло в молодом возрасте.
Когда мне было двенадцать, я слушал каждый вечер проповеди, которые мой отец давал нам от самых разных людей. Опять же, в Голливуде у нас не было церкви, в которую бы мы ходили, но мои родители были очень набожны. Итак, я слушал разные проповеди, и я не знаю почему, я не знаю, как это произошло, но однажды вечером, когда я слушал какую-то проповедь, Святой Дух пришел ко мне и сделал что-то в моем сердце, что полностью изменило меня.
Я помню, что проповедь была о гордости человеческого сердца, святости Бога, и как невозможно поразить Бога нашей собственной праведностью. Я не знаю, почему в двенадцатилетнем возрасте Он говорил со мной, но Он говорил. Дело в том, что я всегда считал себя хорошим человеком. У меня был своего рода поверхностный самоанализ: я считал, что не совершил этого большого греха или того великого греха, и из-за этого видел себя довольно хорошим человеком, и поэтому не нуждался от Бога во многом. И вот по какой-то причине в тот момент я понял, что отчаянно нуждаюсь в Нем, и я почувствовал, что я очень далеко от Него.
Примерно в то же время я прочитал 25-ю главу Евангелия от Матфея, которая, собственно, и является темой антиохийской конференции: Страшный суд. Тяжелое чтение для молодого человека, но я думаю, что оно необходимо. Затем я читаю 5-ю главу Евангелия от Матфея, где Христос говорит, что если ваша праведность не превысит праведности фарисеев, или если вы даже просто посмотрите на женщину с похотью, вы совершите прелюбодеяние в своем сердце, и, если вы скажете «ты дурак!» своему брату, вы совершите убийство в глазах закона. И тогда я почувствовал это непреодолимое чувство своей невероятной недостойности перед Богом. И я просто закричал Ему: «Я не могу так поступать! Я так не смогу! (Я не смогу быть настолько праведным – прим. переводчика)» И в тот самый момент я почувствовал, как Дух Святой говорит: «Это именно то, что Я хочу, чтобы ты почувствовал, потому что именно так ты придешь к пониманию Моей благодати».
Было кое-что ещё, что я ощущал, когда рос; полагаю, что по этой причине я плакал по моей прабабушке: с детства у меня было некоторое осознание, что человек смертен. Это понимание не покидало меня и в дальнейшем. И это осознание человеческой смертности привело меня к Нему: когда мне было двенадцать лет, произошла моя встреча с Богом.
После переезда в Голливуд я внезапно оказался в окружении взрослых на киносъемках сериала. Многие бы назвали такую атмосферу довольно мрачной с духовной точки зрения. Но я скажу, что хотя это и было «под небесами Вавилона», то есть это было во тьме, но Он пришел ко мне и я встретил Бога. Я так благодарен за эти годы, те решающие годы роста с 11 до 18 или 19 лет, особенно в Голливуде. Благодаря такому окружению, с яркими контрастами добра и зла, я уже с раннего возраста задумывался о том, каким человеком хотел бы стать. И я очень благодарен Богу за это...
Как Господь готовил мне невесту.
В подростковом возрасте я начал читать книги Клайва Льюиса, которые стали для меня благословением и оставили сильное впечатление.
Я бы сказал, что следующим поворотным моментом для меня оказались несколько неудач в сердечных делах в поздние подростковые годы. И несмотря на то, что у меня состоялась встреча с Богом, и я думал, что поставил Его на первое место в моей жизни… я чувствовал, что разрываюсь между романтическими связями и отношениями с Богом.
Просто, я чувствовал, что сердечная романтика – это другая реальность, в которой Бог как будто переставал быть таким же нужным, как раньше. Глупости, конечно.
Для того, чтобы я осознал это Бог по Своей милости «разбил мое сердце» благодаря некоторым обстоятельствам и через эти болезненные переживания я узнал, что оказывается есть такая вещь, как священная романтика. Я узнал, что Христос – это Жених, а Церковь – Невеста, когда читал Песнь Песней. Я узнал, что в нашем сердце есть место, где обитает Господь, которое сокровеннее, глубже, чем та область, где «живут» наши чувства к другим людям.
После этого я провел несколько лет в таком состоянии, как будто Бог очищал мое сердце. Как оказалось, Он готовил меня к главной и настоящей истории любви: это была подготовка для встречи с будущей женой.
Я бы сказал, что следующим поворотным моментом для меня оказались несколько неудач в сердечных делах в поздние подростковые годы. И несмотря на то, что у меня состоялась встреча с Богом, и я думал, что поставил Его на первое место в моей жизни… я чувствовал, что разрываюсь между романтическими связями и отношениями с Богом.
Просто, я чувствовал, что сердечная романтика – это другая реальность, в которой Бог как будто переставал быть таким же нужным, как раньше. Глупости, конечно.
Для того, чтобы я осознал это Бог по Своей милости «разбил мое сердце» благодаря некоторым обстоятельствам и через эти болезненные переживания я узнал, что оказывается есть такая вещь, как священная романтика. Я узнал, что Христос – это Жених, а Церковь – Невеста, когда читал Песнь Песней. Я узнал, что в нашем сердце есть место, где обитает Господь, которое сокровеннее, глубже, чем та область, где «живут» наши чувства к другим людям.
После этого я провел несколько лет в таком состоянии, как будто Бог очищал мое сердце. Как оказалось, Он готовил меня к главной и настоящей истории любви: это была подготовка для встречи с будущей женой.
Я вкратце расскажу вам эту предысторию, потому что думаю, что она важна. Моя жена была воспитана католичкой. Она ушла от Бога в подростковом возрасте. Она тоже актриса, мы познакомились в Лос-Анджелесе. И когда она ушла от Бога и полностью вошла в мир, она сказала, что потеряла себя. По сути, она оказалась «отданной на съедение волкам». Очень красивая актриса попала в мир шоу-бизнеса и прошла через период около десяти лет, который был для нее сущим адом: различные отношения, злоупотребления и прочее. Так что она была полностью окутана тьмой.
У нас дома было организовано изучение Библии. К этому моменту моя семья и я вроде как тяготели к бесконфессиональному харизматическому христианству как части протестантского мира. У нас дома были занятия по изучению Библии, и мы приглашали на них друзей. Кто-то пригласил Элизу, мою будущую жену, и она пришла.
На тот момент она уже ходила ко всяким экстрасенсам, увлекалась сектой нью эйдж, и просто слушала в своей машине аудиозаписи различных гуру. Можно сказать, что она просто всё перепробовала. Элиза была настолько поглощена всем этим, что, когда кто-то пригласил ее на изучение Библии, она подумала: «Вау! Как скучно!» [Смех зрителей] Но вдруг ей подумалось: «Ну, такой-то известный актер там будет, и еще такой-то музыкант тоже туда пойдет». Вы знаете, Бог использует все возможности: даже присутствие значимых людей, которые работают на телевидении или связаны с музыкой. Я нахожу большое утешение в том, что Бог даже говорил с неразумным человеком через говорящую ослицу (помните историю из Св. Писания? – прим. переводчика).
И она решила пойти в качестве гуру нью эйдж, подумав: «Я приду и поделюсь своей мудростью!» И так случилось, что она каким-то образом столкнулась с неприглядной правдой о своем образе жизни через призму слов Евангелия. И у Элизы был момент, когда она подумала: «Я могу сбежать из этого дома прямо сейчас или же я могу остаться, смириться и послушать».
На тот момент она уже ходила ко всяким экстрасенсам, увлекалась сектой нью эйдж, и просто слушала в своей машине аудиозаписи различных гуру. Можно сказать, что она просто всё перепробовала. Элиза была настолько поглощена всем этим, что, когда кто-то пригласил ее на изучение Библии, она подумала: «Вау! Как скучно!» [Смех зрителей] Но вдруг ей подумалось: «Ну, такой-то известный актер там будет, и еще такой-то музыкант тоже туда пойдет». Вы знаете, Бог использует все возможности: даже присутствие значимых людей, которые работают на телевидении или связаны с музыкой. Я нахожу большое утешение в том, что Бог даже говорил с неразумным человеком через говорящую ослицу (помните историю из Св. Писания? – прим. переводчика).
И она решила пойти в качестве гуру нью эйдж, подумав: «Я приду и поделюсь своей мудростью!» И так случилось, что она каким-то образом столкнулась с неприглядной правдой о своем образе жизни через призму слов Евангелия. И у Элизы был момент, когда она подумала: «Я могу сбежать из этого дома прямо сейчас или же я могу остаться, смириться и послушать».
Слава Богу, она осталась! Когда Элиза ушла в тот вечер, как она рассказывала потом, ей пришлось остановить машину на обочине дороги, потому что вести ее стало невозможно. Она просто начала плакать, и плакала, плакала... Тогда Бог коснулся её души каким-то таинственным образом, и Элиза почувствовала, как будто это – Небесный Отец, которого она так давно не слышала. Который был так близок и любим в детстве. В тот вечер она почувствовала, что Отец сказал: «Я покажу тебе, что такое настоящая любовь».
Всё между нами было только о Христе.
Элиза начала приходить на эти занятия по Библии каждые выходные. Мы виделись почти каждые выходные в течение около двух лет. Мы никогда не пили кофе в одиночку, не флиртовали, ничего подобного не было. Участники встреч по изучению Библии были очень сфокусированы на Христе.
Так прошло несколько лет, и я начал замечать за собой, что в разговорах с моими близкими друзьями стал говорить им: «Знаешь, не знаю какой будет моя будущая жена, но мне бы хотелось, чтобы во многом она была похожа на Элизу. В ней есть что-то такое, ты знаешь, ее дух... ее сердце... – то, как она любит Христа. В ней есть что-то особенное... чувствуется ее связь с Богом».
Так вот, она была несколько старше меня (на 9,5 лет – прим. переводчика), так что я не думал всерьез, что такое возможно, поэтому я решил: «Кто-то вроде нее, только на несколько лет моложе, тогда это имеет смысл – что ж, так устроен мир».
Но после того, как я осознал, что я произнес это уже достаточно большое количество раз, я подумал: «Может быть, это она!» И я ответил себе: «О, приятель, она несколько старше тебя, знаешь ли, по меркам общества». Ведь тогда я был достаточно юным. Мне, вероятно, было восемнадцать или девятнадцать лет. А она на тот момент уже через многое прошла... Я подумал: «Возможно ли это? Как я могу справиться с тем, через что она прошла? Такой мой выбор будет действительно от Бога?!»
И вот однажды, я проснулся в два часа ночи и молился. И я спросил Бога: «Господи, она – та единственная?» И еще до того, как я это произнес, я почувствовал абсолютный покой, что да, она – та самая. Единственная. И я почувствовал, что Святой Дух каким-то образом поведал мне – я не знаю, как эти вещи так работают, но каким-то образом Святой Дух говорил в моем сердце. Он сказал: «Причина, по которой это свято, в том, что ты мягко приводил ее к Мне всё это время, а не к себе». Потому что в течение двух-двух с половиной лет, когда мы виделись в группе, всё между нами было только о Христе, о Его Царстве. Поэтому для меня стало шоком, когда Бог вдруг сказал (в моем сердце): «Всё это время Я готовил невесту для тебя».
Но после того, как я осознал, что я произнес это уже достаточно большое количество раз, я подумал: «Может быть, это она!» И я ответил себе: «О, приятель, она несколько старше тебя, знаешь ли, по меркам общества». Ведь тогда я был достаточно юным. Мне, вероятно, было восемнадцать или девятнадцать лет. А она на тот момент уже через многое прошла... Я подумал: «Возможно ли это? Как я могу справиться с тем, через что она прошла? Такой мой выбор будет действительно от Бога?!»
И вот однажды, я проснулся в два часа ночи и молился. И я спросил Бога: «Господи, она – та единственная?» И еще до того, как я это произнес, я почувствовал абсолютный покой, что да, она – та самая. Единственная. И я почувствовал, что Святой Дух каким-то образом поведал мне – я не знаю, как эти вещи так работают, но каким-то образом Святой Дух говорил в моем сердце. Он сказал: «Причина, по которой это свято, в том, что ты мягко приводил ее к Мне всё это время, а не к себе». Потому что в течение двух-двух с половиной лет, когда мы виделись в группе, всё между нами было только о Христе, о Его Царстве. Поэтому для меня стало шоком, когда Бог вдруг сказал (в моем сердце): «Всё это время Я готовил невесту для тебя».
Так что я позвонил ей как-то поздним вечером и спросил: «Что ты делаешь?» Она просто тусовалась. Напомню, мы никогда не виделись наедине. Даже намека не было, что у нас есть чувства друг ко другу или что-то в этом роде.
Но каким-то образом, знаете, это было странно, но я просто знал, что чувства есть. Так что я пошел к ней домой, и у меня в руках было несколько цветков – лилии с шипами, упоминаемые в «Песнь Песней», что было очень символично. («Что лилия между тёрнами, то возлюбленная моя между девицами», см. Песн. 2:2 – прим. переводчика).
И она не имела ни малейшего понятия о том, что меня привело. Она была немного ошарашена [Джонатан смеётся]. И произнесла «Эээ...». И хотя у меня были в руках цветы, она всё еще не могла понять, что же происходит.
В итоге я поговорил с ней некоторое время, включил для неё музыку, и сама атмосфера вдруг превратилась в невероятный, я бы сказал, священный момент… и я сразу же сделал ей предложение. [Джонатан и публика смеются].
Кстати, если среди вас есть молодые люди, я предупреждаю: не повторяйте мой опыт, потому что это был особенный случай.
И тут я узнал, что она была влюблена в меня в течение полутора лет [коллективный «трепет» от аудитории] и она просто пыталась «отдать» эти чувства Богу.
Она сказала, что всё время плакала, умоляла Бога забрать у неё эту влюбленность. А когда я сделал ей предложение, держа в руках кольцо, она была так шокирована, что не могла вымолвить ни слова. Она буквально потеряла дар речи и, наконец, сказала: «Мне нужно попить воды». [Аудитория и Джонатан смеются].
Итак, я сидел там минуты две, словно улыбаясь Богу и говоря: «Хорошо. Я был готов к этому. Да, ты готовил меня. Я готов жить только с Тобой, если это мое предназначение».
Но каким-то образом, знаете, это было странно, но я просто знал, что чувства есть. Так что я пошел к ней домой, и у меня в руках было несколько цветков – лилии с шипами, упоминаемые в «Песнь Песней», что было очень символично. («Что лилия между тёрнами, то возлюбленная моя между девицами», см. Песн. 2:2 – прим. переводчика).
И она не имела ни малейшего понятия о том, что меня привело. Она была немного ошарашена [Джонатан смеётся]. И произнесла «Эээ...». И хотя у меня были в руках цветы, она всё еще не могла понять, что же происходит.
В итоге я поговорил с ней некоторое время, включил для неё музыку, и сама атмосфера вдруг превратилась в невероятный, я бы сказал, священный момент… и я сразу же сделал ей предложение. [Джонатан и публика смеются].
Кстати, если среди вас есть молодые люди, я предупреждаю: не повторяйте мой опыт, потому что это был особенный случай.
И тут я узнал, что она была влюблена в меня в течение полутора лет [коллективный «трепет» от аудитории] и она просто пыталась «отдать» эти чувства Богу.
Она сказала, что всё время плакала, умоляла Бога забрать у неё эту влюбленность. А когда я сделал ей предложение, держа в руках кольцо, она была так шокирована, что не могла вымолвить ни слова. Она буквально потеряла дар речи и, наконец, сказала: «Мне нужно попить воды». [Аудитория и Джонатан смеются].
Итак, я сидел там минуты две, словно улыбаясь Богу и говоря: «Хорошо. Я был готов к этому. Да, ты готовил меня. Я готов жить только с Тобой, если это мое предназначение».
Так что когда она вернулась, я очень самоуверенно сказал: «Я знаю, что делаю». Хотя точнее будет сказать, что не вполне знал, скорее это было какое-то особенное ощущение правильности происходящего. Уверенности, что поступаю верно. Но я сказал это в любом случае с предельной уверенностью. И тогда она сказала: «Да», – слава Богу! И наш первый поцелуй был, когда мы были уже помолвлены. Мы поженились два месяца спустя. А на прошлой неделе отпраздновали нашу одиннадцатую годовщину свадьбы. [Аудитория аплодирует] Спасибо! Слава Богу!
О трудностях в семейной жизни.
И всё это было подготовкой для событий, которые произошли после помолвки и после свадьбы. В семейной жизни мы столкнулись с невероятным объемом духовной борьбы, научились полагаться на волю Божию и принимать Его помощь.
Как только мы обручились, события стали происходить словно с ускорением: мы поженились через два с половиной месяца после помолвки, но, казалось, что мы помолвлены уже год, потому что Бог проделал в наших сердцах огромную работу. Возможно, дело в том, что к тому времени мы знали друг друга в духовном смысле уже более двух лет (благодаря общению в группе по изучению Библии – прим. переводчика).
Итак, история жизни Элизы и ее сложное прошлое начали давать о себе знать. Ей постоянно снились кошмары и очень сильно не давали покоя события из её прошлого. Я оказался в эпицентре этой духовно накрывающей ситуации, на которую я знал, что «подписался» сам. Но, тем не менее, это было очень тяжело...
Как только мы обручились, события стали происходить словно с ускорением: мы поженились через два с половиной месяца после помолвки, но, казалось, что мы помолвлены уже год, потому что Бог проделал в наших сердцах огромную работу. Возможно, дело в том, что к тому времени мы знали друг друга в духовном смысле уже более двух лет (благодаря общению в группе по изучению Библии – прим. переводчика).
Итак, история жизни Элизы и ее сложное прошлое начали давать о себе знать. Ей постоянно снились кошмары и очень сильно не давали покоя события из её прошлого. Я оказался в эпицентре этой духовно накрывающей ситуации, на которую я знал, что «подписался» сам. Но, тем не менее, это было очень тяжело...
Знаете, один из моих любимых фильмов – не знаю, видели ли вы его, называется Молль Флёндерс (по роману Даниэля Дэфо, рассказ о красивой и испорченной женщине, которая в конце жизни пришла к покаянию – прим. переводчика), где играют Морган Фриман и Робин Райт. Мне было пятнадцать лет, когда я его посмотрел. Помню, что я плакал как младенец, и, думаю, теперь я знаю, почему. Видимо, это была подготовка к тому, с чем я должен был столкнуться сам.
...И вот снова пробуждение в три часа ночи с каким-то кошмаром у Элизы, было похоже на нападение злого духа. Проживание этого вместе с Элизой: молитва вместе с ней, плач вместе с ней, – всё это дало мне понимание, что я должен быть очень сильным ради неё, быть для неё опорой.
Обычно через пару часов после всех духовных потрясений она засыпала, а я оставался один, с тяжестью на душе от произошедшего. В такие моменты я задавался вопросом: «Что мне с этим делать?»
Случалось, что мне приходилось уходить в другую комнату, где я просто падал ниц перед Богом и кричал Ему, и просил Его силы и милости. Полагаю, так я испытал на себе «тяжесть креста». И этот духовный опыт я бы ни на что не променял.
Я спрашивал Бога: «Что мне с этим делать? Как быть с этими воспоминаниями о травмирующих событиях прошлого, которые мне рассказывает моя любимая жена? Что мне делать с этим?»
И каждый раз в мой разум и сердце приходил символ Креста. И «острые» вопросы тревожили меня: «Либо я верю, что Христос пострадал на Кресте и взял грехи человечества на Себя, либо нет».
Итак, Божией милостью, моя жена и я, благодаря силе Животворящего Креста Господня, видели облегчение страданий ее души. Еще я черпал силы в изучении Священного Писания и особенно в этих словах: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:25-28). И величие этого образа отношений было определенно выше моего понимания.
Итак, я хотел бы перейти от этой истории любви (меня и жены) к другой – истории любви к Церкви. Для меня это еще один роман как часть нашего семейного романа.
В 2007 году я был послан в Румынию, чтобы принять участие в съемках фильма. Я провел там три с половиной месяца вместе с женой и двумя детьми. Я считал, что находился там, чтобы участвовать в съемках, но мой персонаж был в итоге полностью вырезан из фильма [Публика и Джонатан смеются], так что, думаю, что я оказался там по каким-то иным причинам...
Там, в Румынии, я впервые столкнулся с Православной Церковью. Но должен сказать, что в некотором смысле я не понял, что это такое, потому что я был настолько невежественным и имел так много предубеждений против любой формы традиционного христианства, что это просто ничего не значило для меня, к сожалению. И я тогда отмахнулся от этого, как от какого-то странного ответвления римо-католицизма, потому что это был единственное подходящее объяснение увиденного мной.
...И вот снова пробуждение в три часа ночи с каким-то кошмаром у Элизы, было похоже на нападение злого духа. Проживание этого вместе с Элизой: молитва вместе с ней, плач вместе с ней, – всё это дало мне понимание, что я должен быть очень сильным ради неё, быть для неё опорой.
Обычно через пару часов после всех духовных потрясений она засыпала, а я оставался один, с тяжестью на душе от произошедшего. В такие моменты я задавался вопросом: «Что мне с этим делать?»
Случалось, что мне приходилось уходить в другую комнату, где я просто падал ниц перед Богом и кричал Ему, и просил Его силы и милости. Полагаю, так я испытал на себе «тяжесть креста». И этот духовный опыт я бы ни на что не променял.
Я спрашивал Бога: «Что мне с этим делать? Как быть с этими воспоминаниями о травмирующих событиях прошлого, которые мне рассказывает моя любимая жена? Что мне делать с этим?»
И каждый раз в мой разум и сердце приходил символ Креста. И «острые» вопросы тревожили меня: «Либо я верю, что Христос пострадал на Кресте и взял грехи человечества на Себя, либо нет».
Итак, Божией милостью, моя жена и я, благодаря силе Животворящего Креста Господня, видели облегчение страданий ее души. Еще я черпал силы в изучении Священного Писания и особенно в этих словах: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:25-28). И величие этого образа отношений было определенно выше моего понимания.
Итак, я хотел бы перейти от этой истории любви (меня и жены) к другой – истории любви к Церкви. Для меня это еще один роман как часть нашего семейного романа.
В 2007 году я был послан в Румынию, чтобы принять участие в съемках фильма. Я провел там три с половиной месяца вместе с женой и двумя детьми. Я считал, что находился там, чтобы участвовать в съемках, но мой персонаж был в итоге полностью вырезан из фильма [Публика и Джонатан смеются], так что, думаю, что я оказался там по каким-то иным причинам...
Там, в Румынии, я впервые столкнулся с Православной Церковью. Но должен сказать, что в некотором смысле я не понял, что это такое, потому что я был настолько невежественным и имел так много предубеждений против любой формы традиционного христианства, что это просто ничего не значило для меня, к сожалению. И я тогда отмахнулся от этого, как от какого-то странного ответвления римо-католицизма, потому что это был единственное подходящее объяснение увиденного мной.
Из Бухареста в Рим.
В Румынии я посетил несколько соборов. В первый день, когда я приехал туда с женой, мы пошли в маленькую церковь, и там находилось больше икон, чем можно представить в этом крошечном пространстве! А как только мы вышли, нас ограбили цыгане. [Зрители смеются].
Мы недавно говорили об этом, я и моя жена, и я сказал ей:
«Знаешь, что? Держу пари, что тот инцидент случился для того, чтобы отвлечь наше внимание на ограбление вместо того чтобы помнить посещение дивного храма!» Потому что остаток дня все разговоры были только о том, что нас ограбили цыгане. И мы даже не вспомнили, где мы только что были! Это был этакий момент «добро пожаловать в Бухарест».
Мы недавно говорили об этом, я и моя жена, и я сказал ей:
«Знаешь, что? Держу пари, что тот инцидент случился для того, чтобы отвлечь наше внимание на ограбление вместо того чтобы помнить посещение дивного храма!» Потому что остаток дня все разговоры были только о том, что нас ограбили цыгане. И мы даже не вспомнили, где мы только что были! Это был этакий момент «добро пожаловать в Бухарест».
Некоторое время мы провели в Трансильвании, которая поразила меня красотой. А так как моя жена – итальянка, и впереди была неделя отгулов с работы, то мы подумали: «Эй, а давай махнем в Рим!» Верное же решение? Потому что Бухарест – активный город, а мы искали большего спокойствия. Итак, мы поехали в Рим. Это было Вербное воскресенье, о котором мы никогда не слышали, пока не приехали туда.
Знаете, мы были обычными протестантами, поэтому не знали никакого литургического календаря. Я имею в виду, что у нас были только Пасха и Рождество. А что-то сверх этого –вызывает вопросы: «Страстная неделя? Что?!» Наше неведение – это и смешно, и грустно.
Итак, мы появляемся в Риме в Вербное воскресенье, и тут у меня сработали мои протестантские предубеждения, и я подумал: «О, это просто мертвая религия, но будет любопытно увидеть некоторые исторические здания и места».
Но... наши ожидания не оправдались. Святой Дух просто заполнял это место! Я имею в виду то, что я испытывал такое же благоговение, как и моя жена Элиза. Мы пошли в Колизей и увидели этот большой крест в память о мучениках. И я искренне верю, что в тот момент за нас вознеслись к Богу молитвы тех святых (пострадавших в Колизее – прим. переводчика), потому что в одно мгновение наши жизни изменились.
И я знал, что то, что я испытал до того момента в Колизее, хотя и было очень глубоко в наших отношениях со Христом, Его Крестом и Святым Духом, но чего-то не хватало, а именно ответа на вопрос: «Что такое Церковь? ЧТО это такое?». Так я начал читать христианскую историю.
Для этого я заказал как можно больше книг из интернет-магазина «Amazon», и просто начал их читать. Прошло около трех с половиной лет изучения христианской истории. Все книги были написаны западными историками. Я не знал этого на тот момент. Всё, что я читал, было католическим, протестантским, и, снова, католическим, протестантским. И я подумал: «Ну, может быть, та самая историческая Церковь – это Римско-католическая Церковь?» Дело в том, что это была единственная реальность, которую я когда-либо видел. Поэтому я провел несколько лет, размышляя: «Может быть, я стану католиком?» Я был воодушевлен большой верой и духовностью в Католической Церкви. Я прочитал, наверное, шестнадцать книг Папы Бенедикта и Папы Иоанна Павла II, и Г.К. Честертона, и других. Но были некоторые вещи, которые я просто не мог примирить в моем сердце с Римом.
Так что примерно через три с половиной года я оказался в кризисе... Я больше не чувствовал себя как дома в протестантском мире, где было ЗЗ 000 конфессий. Как говорится, «и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25). И я больше ничего не понимал. И всё же духовная монархия Рима не имела для меня смысла в свете того, что я знал из истории христианства. Я был в отчаянии!
В некоторой степени это было похоже на темную ночь души, и я взывал к Богу просто говоря: «Господи, я чувствую себя так, как будто нет дома. НЕТ ДОМА! Ты сказал, что врата ада не одолеют Твою Церковь. Так, где же Твоя Церковь?!»
И почему-то, честно говоря, я не помню, как это произошло или как эта мысль пришла мне в голову, но каким-то образом мне вспомнилось понятие «Великий Раскол», и я понял, что я, действительно, не изучал его. Я изучал много-чего до и много после. Но я, действительно, не смотрел на сам Великий Раскол.
Знаете, мы были обычными протестантами, поэтому не знали никакого литургического календаря. Я имею в виду, что у нас были только Пасха и Рождество. А что-то сверх этого –вызывает вопросы: «Страстная неделя? Что?!» Наше неведение – это и смешно, и грустно.
Итак, мы появляемся в Риме в Вербное воскресенье, и тут у меня сработали мои протестантские предубеждения, и я подумал: «О, это просто мертвая религия, но будет любопытно увидеть некоторые исторические здания и места».
Но... наши ожидания не оправдались. Святой Дух просто заполнял это место! Я имею в виду то, что я испытывал такое же благоговение, как и моя жена Элиза. Мы пошли в Колизей и увидели этот большой крест в память о мучениках. И я искренне верю, что в тот момент за нас вознеслись к Богу молитвы тех святых (пострадавших в Колизее – прим. переводчика), потому что в одно мгновение наши жизни изменились.
И я знал, что то, что я испытал до того момента в Колизее, хотя и было очень глубоко в наших отношениях со Христом, Его Крестом и Святым Духом, но чего-то не хватало, а именно ответа на вопрос: «Что такое Церковь? ЧТО это такое?». Так я начал читать христианскую историю.
Для этого я заказал как можно больше книг из интернет-магазина «Amazon», и просто начал их читать. Прошло около трех с половиной лет изучения христианской истории. Все книги были написаны западными историками. Я не знал этого на тот момент. Всё, что я читал, было католическим, протестантским, и, снова, католическим, протестантским. И я подумал: «Ну, может быть, та самая историческая Церковь – это Римско-католическая Церковь?» Дело в том, что это была единственная реальность, которую я когда-либо видел. Поэтому я провел несколько лет, размышляя: «Может быть, я стану католиком?» Я был воодушевлен большой верой и духовностью в Католической Церкви. Я прочитал, наверное, шестнадцать книг Папы Бенедикта и Папы Иоанна Павла II, и Г.К. Честертона, и других. Но были некоторые вещи, которые я просто не мог примирить в моем сердце с Римом.
Так что примерно через три с половиной года я оказался в кризисе... Я больше не чувствовал себя как дома в протестантском мире, где было ЗЗ 000 конфессий. Как говорится, «и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25). И я больше ничего не понимал. И всё же духовная монархия Рима не имела для меня смысла в свете того, что я знал из истории христианства. Я был в отчаянии!
В некоторой степени это было похоже на темную ночь души, и я взывал к Богу просто говоря: «Господи, я чувствую себя так, как будто нет дома. НЕТ ДОМА! Ты сказал, что врата ада не одолеют Твою Церковь. Так, где же Твоя Церковь?!»
И почему-то, честно говоря, я не помню, как это произошло или как эта мысль пришла мне в голову, но каким-то образом мне вспомнилось понятие «Великий Раскол», и я понял, что я, действительно, не изучал его. Я изучал много-чего до и много после. Но я, действительно, не смотрел на сам Великий Раскол.
Я -дома!
И вот я открыл поисковик Гугл (слава Богу, что он существует) и первое, что всплыло, это книга под названием «Православная Церковь». Это была новая книга отца Энтони МакГакина, и я загрузил ее на свой айфон. Каждую ночь я не спал до четырех утра, читая ее, и как только я ее дочитал – все маленькие нестыковки соединились в единое целостное понимание.
Я просто не мог в это поверить! Я не мог поверить, что существует целый МИР ХРИСТИАНСТВА, о котором никто в нашей культуре не знал, а он как раз и был самым подлинным, чистым выражением Евангелия. Это было как чудо!
Я вкратце расскажу про один из первых моих визитов в храм.
Я уже был в нескольких греческих храмах, и был очень впечатлен, но я искал одно особенное место... Мне приснился сон о том, что я был в православном храме до того, как я туда попал наяву; в нем не было скамеек. Знаете, было какое-то очень явное ощущение благодатности. Мне удалось найти этот храм через Интернет! И он выглядел точь-в-точь, как в моем сне. И я подумал: «Я должен попасть сюда». Это была маленькая церковь, очень красивая.
Я вкратце расскажу про один из первых моих визитов в храм.
Я уже был в нескольких греческих храмах, и был очень впечатлен, но я искал одно особенное место... Мне приснился сон о том, что я был в православном храме до того, как я туда попал наяву; в нем не было скамеек. Знаете, было какое-то очень явное ощущение благодатности. Мне удалось найти этот храм через Интернет! И он выглядел точь-в-точь, как в моем сне. И я подумал: «Я должен попасть сюда». Это была маленькая церковь, очень красивая.
Так как я уже прочитал книги о христианстве, мое сердце было вдохновлено и охвачено древней верой. Однако, когда я вошел в храм в 9 утра на Литургию, непонятное, но сильное желание захватило всё мое существо, что-то вроде: «Беги! Ты не хочешь быть здесь! Покинь это место! Уходи! Это слишком чуждо! Это слишком странно! Ты не хочешь этого! Просто уйди отсюда!». А я стоял и думал: «Хм, как странно...».
Возникшее чувство или желание было слишком настойчивым, чтобы быть от Бога, так что я просто оставался там... мои ладони начали потеть, а вокруг ни одного знакомого лица, я никого не знаю, и я пошел по храму. На глаза попадались десятки икон, которые с детства меня научили воспринимать как идолопоклонство... – и разные мысли лезли в голову в таком же духе...
Я продолжал молиться, и вдруг осознал, как будто Святой Дух мне ответил: «Останься до конца, и тогда ты узнаешь, как ты на самом деле относишься к происходящему». Первые 45 минут были пыткой, если честно. [Зрители смеются].
Возникшее чувство или желание было слишком настойчивым, чтобы быть от Бога, так что я просто оставался там... мои ладони начали потеть, а вокруг ни одного знакомого лица, я никого не знаю, и я пошел по храму. На глаза попадались десятки икон, которые с детства меня научили воспринимать как идолопоклонство... – и разные мысли лезли в голову в таком же духе...
Я продолжал молиться, и вдруг осознал, как будто Святой Дух мне ответил: «Останься до конца, и тогда ты узнаешь, как ты на самом деле относишься к происходящему». Первые 45 минут были пыткой, если честно. [Зрители смеются].
«Все спокойно стоят, а я недоумеваю: «Что это?!» (глядя на то, как проходит Православное богослужение – прим. переводчика). Как вы помните, я родом из харизматов, с этими их рок-н-ролл «службами» [Аудитория смеется], которыми я был сыт по горло к этому моменту.
И всё же я был заворожен происходящим... и подумал: «Неужели, всё это – истина?!» На середине Херувимской (так называется это песнопение, как я узнал позднее), вдруг весь храм преобразился! Как будто свет озарил всё это место – это невозможно описать – и я неожиданно почувствовал, что на моих глазах выступили слезы!
И отчаянное чувство неловкости и сильнейшее желание уйти сменилось ощущением, что я дома, как будто я не хочу быть где-то еще на земле, кроме как здесь, с этими людьми, молящимися, осеняющими себя крестным знамением, кладущими поклоны, лежащими ниц перед Богом и говорящими: «Господи, помилуй». Я никогда в жизни не видел такого смирения перед Богом. Оно не было самонадеянным болезненным смирением. Оно коренилось в какой-то радости, в некоей близости к Богу, в какой-то трезвой пронизанности Духом Божиим. Оно было по-настоящему глубоким.
И в тот момент я понял, что странное желание убежать из храма – это была духовная борьба, и эта борьба, как оказалось, всегда присутствует в большей или меньшей степени, как только ты приходишь на богослужение.
Когда я разговаривал с некоторыми из моих друзей, то сказал: «Стать православным – это всё равно, что переехать в другую страну, в смысле непривычности всего вокруг с точки зрения прежней привычной веры». Поведение православного верующего очень отличается, и мне понадобилось много времени, чтобы воспринять это. И, слава Богу, что спасение души – это действительно путь, а не данность, и это очень меня утешает; быть в процессе, действительно, замечательно! И, знаете ли, я обнаружил, что в перенесении дискомфорта на службе есть что-то особенно ценное. И я очень ценю, что нет привычного удобства и что есть борьба.
P.S. Джонатан Джексон с женой и детьми принял святое Крещение в Православной Церкви в 2012 году.
И всё же я был заворожен происходящим... и подумал: «Неужели, всё это – истина?!» На середине Херувимской (так называется это песнопение, как я узнал позднее), вдруг весь храм преобразился! Как будто свет озарил всё это место – это невозможно описать – и я неожиданно почувствовал, что на моих глазах выступили слезы!
И отчаянное чувство неловкости и сильнейшее желание уйти сменилось ощущением, что я дома, как будто я не хочу быть где-то еще на земле, кроме как здесь, с этими людьми, молящимися, осеняющими себя крестным знамением, кладущими поклоны, лежащими ниц перед Богом и говорящими: «Господи, помилуй». Я никогда в жизни не видел такого смирения перед Богом. Оно не было самонадеянным болезненным смирением. Оно коренилось в какой-то радости, в некоей близости к Богу, в какой-то трезвой пронизанности Духом Божиим. Оно было по-настоящему глубоким.
И в тот момент я понял, что странное желание убежать из храма – это была духовная борьба, и эта борьба, как оказалось, всегда присутствует в большей или меньшей степени, как только ты приходишь на богослужение.
Когда я разговаривал с некоторыми из моих друзей, то сказал: «Стать православным – это всё равно, что переехать в другую страну, в смысле непривычности всего вокруг с точки зрения прежней привычной веры». Поведение православного верующего очень отличается, и мне понадобилось много времени, чтобы воспринять это. И, слава Богу, что спасение души – это действительно путь, а не данность, и это очень меня утешает; быть в процессе, действительно, замечательно! И, знаете ли, я обнаружил, что в перенесении дискомфорта на службе есть что-то особенно ценное. И я очень ценю, что нет привычного удобства и что есть борьба.
P.S. Джонатан Джексон с женой и детьми принял святое Крещение в Православной Церкви в 2012 году.
Еще одна важная история случилась со мной, когда я был в своей гримерке на съемках сериала «Больница общего профиля». В гримерке нет окон, и она немного похожа на камеру для заключенных [Публика смеется]. И я приходил туда утром, выключал свет и включал радио «Древняя вера» (слава Богу, что есть такие технологии и Интернет). Это радио транслирует православные песнопения и псалмы.
Так я любил сидеть и молиться в темноте и тишине. И именно такие моменты молитвенной тишины помогли мне пройти через все сложные события. Когда я читал «Православную церковь» МакГакина, я впервые узнал, что существуют церковные молитвы.
Однажды, когда я был в своей гримерке и читал книгу (на фоне церковных песнопений), я внезапно почувствовал, что Божия благодать нашла на меня и от благоговения пред величием Божиим я ощутил прямо потребность и даже необходимость встать на колени и преклониться пред Богом. И вдруг я осознал, что никогда раньше не слышал церковных молитв. И тогда я подумал, что молитвы не написаны каким-то одним человеком, но целым сонмом разных святых. Так я простоял на коленях, возможно, где-то минут двадцать пять, и всё то время у меня было ощущение, словно я находился в духовном общении со святыми.
Это было за гранью моего понимания, потому что, к сожалению, с детства мне говорили, что молитвы к святым якобы уменьшают славу Христа (протестанты не признают почитание святых и Пресвятой Богородицы – прим. переводчика). Однако, в тот удивительный момент я испытал как бы молитвенную связь со святыми, и это было одним из самых больших чудесных открытий на пути моего воцерковления, наряду с православным почитанием Богоматери. Ведь, как вы знаете, протестантов учат просто оставить Её как бы в стороне (не почитать, не обращаться – прим. переводчика). Поэтому, можно сказать, что на протяжении всего моего вхождения в Православие меня сопровождали моменты милости Божьей. Благодаря этому удалось разобраться и принять непривычные отличия.
Когда я переходил в Православие, многие близкие мне люди не очень хорошо на это реагировали. И это было очень тяжело для меня. Вскоре наступил такой день, когда я плакал в своей гостиной на коленях, потому что я потерял всех своих близких друзей, так как все они были категорически против моего перехода. Несмотря на то, что была середина недели, служили Божественную Литургию, и мне нужно было встать и пойти в храм. Я пошел на службу и проплакал её всю: от начала до конца. Казалось, что я просто плакал, как вдруг я обнаружил, что молюсь Богу, благодарю его и благодарю Святого Духа за то, что Он сделал меня чадом Церкви.
Когда я переходил в Православие, многие близкие мне люди не очень хорошо на это реагировали. И это было очень тяжело для меня. Вскоре наступил такой день, когда я плакал в своей гостиной на коленях, потому что я потерял всех своих близких друзей, так как все они были категорически против моего перехода. Несмотря на то, что была середина недели, служили Божественную Литургию, и мне нужно было встать и пойти в храм. Я пошел на службу и проплакал её всю: от начала до конца. Казалось, что я просто плакал, как вдруг я обнаружил, что молюсь Богу, благодарю его и благодарю Святого Духа за то, что Он сделал меня чадом Церкви.
Мной, человеком, пришедшим со стороны, Православная Церковь воспринимается как красивейшая драгоценная жемчужина, а еще как полнота веры во Христа. Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Живя в Голливуде, находясь в своем окружении, отмечу, что люди очень желают красоты, желают радости.
К сожалению, люди воспринимают веру как что-то безрадостное, они привыкли судить по наружности и знают только западные традиции христианства. Они не знают Тайну Православия! Они просто не сталкивались с красотой Православия и силой Воскресения, со светом Преображения Христа.
В заключении хочу сказать спасибо, что меня приняли в Церковь, и я молюсь о том, чтобы радость Христова и красота православной веры распространялись как можно дальше! Так что, спасибо! Огромное спасибо!
P.S. В 2019 году вышел документальный фильм о жизни и творчестве афонского старца Иосифа Исихаста с Джонатаном Джексоном в главной роли. На Лондонском фестивале греческих фильмов кинолента получила пять наград «Одиссея», в том числе и в номинации «Лучший актер». Кроме того, партитура Джонатана для стихотворения святого Иосифа Исихаста «Молитва за всех», также и исполненная Джонатаном (поскольку он не только актер, но и музыкант), получила награду «Лучший видеоклип».
К сожалению, люди воспринимают веру как что-то безрадостное, они привыкли судить по наружности и знают только западные традиции христианства. Они не знают Тайну Православия! Они просто не сталкивались с красотой Православия и силой Воскресения, со светом Преображения Христа.
В заключении хочу сказать спасибо, что меня приняли в Церковь, и я молюсь о том, чтобы радость Христова и красота православной веры распространялись как можно дальше! Так что, спасибо! Огромное спасибо!
P.S. В 2019 году вышел документальный фильм о жизни и творчестве афонского старца Иосифа Исихаста с Джонатаном Джексоном в главной роли. На Лондонском фестивале греческих фильмов кинолента получила пять наград «Одиссея», в том числе и в номинации «Лучший актер». Кроме того, партитура Джонатана для стихотворения святого Иосифа Исихаста «Молитва за всех», также и исполненная Джонатаном (поскольку он не только актер, но и музыкант), получила награду «Лучший видеоклип».